МАТЕРИАЛЫ - ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ


Правила соревнований по фул контакт - НОКДАУН КУМИТЭ

Правила НОКДАУН КУМИТЭ для Европейской организации Киокушин разработаны техническим комитетом в мае 1996 года.

Правила для участников соревнований
Минимальный возраст - 18 лет.
Максимальный возраст определяет врачебная комисия соревнований, обследующая участников до начала отборочных боев. Минимальный вес участников, допускаемых к участию в соревнованиях, также определяется врачебной комисией.
К участию в соревнованиях допускаются члены Европейской организации Киокушин с уровнем мастерства не ниже 4 КЮ.
Если члены других ассоциаций и стилей изъявляют желания принять участие по Фул контакт - Нокдаун Кумитэ, будут допущены спортсмены любого уровня мастерства при условии, что они подпишут заявление, подтверждающее, что они занимались каратэ не менее двух лет.

Общие правила
1. Каждый участник соревнований должен быть одет в чистое доги белого цвета.
Непосредственно во время соревнований один из участников должен носить собственный пояс, соответствующий уровню его мастерства, плюс дополнительно красный пояс или ленту. Другой(-ая) участник(-ца) носит только свой собственный пояс в соответствии с уровнем мастерства.
2. Ногти на руках и ногах должны быть подстрижены таким образом, чтобы не травмировать оппонента. Защитная одежда, накладки или протекторы любого вида запрещены, кроме паховых раковин и мягких протекторов на голень и подъем стопы, разрешенных рефери соревнований.
В случае травмирования участника соревнований ношение бандажей или других протекторов и защитных материалов зависит от разрешения врача соревнований и старшего рефери на площадке, чье решения является окончательным и обязательным для травмированного участника. В принципе никаких протекторов, бандажей или повязок не должно быть в первом круге соревнований, а в последствии - только по разрешению врача.
3. Европейская организация Киокушин и сотрудники организации не несут никакой ответственности за травмы или несчастные случаи, которые могут случиться в процессе соревнований.
Если участник соревнований желает застраховаться, то это является его личным делом. Полная ответственность лежит на участнике соревнований.

Площадка для проведения соревнований
1. Размер площадки 8х8 м.
2. Разметка площадки и размещение участников, рефери и судей должно соответствовать обычным требованиям соревнований.
3. Поверхность площадки должна быть покрыта полутвердыми матами (в соответствии с олимпийскими стандартами для соревнований по Дзюдо).

Весовые категории
Все бои проволятся в 3-х высовых категориях:
категория 1 -
легкий вес (до 70 кг, включительно);
категория 2 - средний вес (более 70 кг, до 80 кг, включительно);
категория 3 - тяжелый вес (более 80 кг).
Чемпионат Мира проводится в абсолютной категории без весовых ограничений.

Рефери и судьи
1. Каждый бой обслуживают 4-ро судей и 1 рефери, который подает команды и следит за ходом поединка.
2. При принятии решения по окончании боя каждый судья имеет один голос.
3. Рефери также имеет один голос.

Продолжительность боя
1. Каждый бой (Кумитэ) длится 3 минуты.
2. Если по окончании боя не принято решения в пользу одного из оппонентов четырьмя судьями и одним рефери, то последний назначает продолжение боя не более 2-х минут чистого времени.
3. Если судья и рефери не могут принять решение в пользу одного из оппонентов по окончании двухминутного боя, победителем объявляется более легкий из оппонентов, при условии, что разница в весе между оппонентами составляет более 5 кг в легкой и средней весовых категориях и более 10 кг в тяжелой и абсолютной весовых категориях.
4. В случае, если разница в весе оппонентов меньше установленных критериев, победителем объявляется спортсмен, разбивший большее количество досок в экзамене по Тамеши-вари.
5. Если же и в этом случае оппоненты показали одинаковые результаты, то они должны провести последний бой продолжительностью 2-е минуты. По окончании этого боя положительное решение должно быть принято обязательно.

Хронометраж
1. Время боя должно хронометрироваться с момента подачи команды рефери о начале боя "Камаэ Тэ Хаджимэ". Хронометр останавливается только по командам рефери и по истечении боя.
2. Сигналом окончания боя служит сигнал гонга и вбрасывание на площадку мешочка красного цвета.

Критерии для принятия решения
Победителем считается спортсмен(-ка), получивший(-ая) одно очка (Иппон) или пол-очка (Ваза-Ари). Два раза по пол-очка составляют одно очко (Авасэтэ-Иппон).
1.Победа по Иппон:
а) любая техника, кроме запрещенной Правилами соревнований, в результате исполнения которой оппонент находится на полу более 3-х секунд, непосредственно оценивается в одно очко (Иппон);
б) если участник боя сообщает рефери или судьям, что не может продолжать бой в результате исполнения оппонентом техники, разрешенной правилами соревнований, то его оппонент получает одно очко (Иппон);
в) серьезное нарушение Правил соревнований или дисквалификация автоматически определяет победиду оппоненту по Иппон.
2. Победа по Ваза-Ари:
а) если один из участников боя в результате проведенной техники, разрешенной правилами, оказался на полу, но в течении 3-х секунд принял вертикальное положение, то его оппоненту присуждается пол-очка (Ваза-Ари). Спортсмен, оказавшийся на полу, сможет продолжить бой только с разрешения рефери, по мнению которого он находится в нормальном состоянии. Разрешение может быть получено после консультации с врачом соревнований (по усмотрению рефери);
б) если один из участников боя оказался на полу в результате любого удара оппонента, включая боковые удары ногами с последующим проведением хорошо сконцентрированной, но без контакта техники Гедан-Цуки (удар рукой вниз), то его оппонент получает Ваза-Ари.
3. Победа по решению сдуей (Хантей):
В случае, если ни один из участников боя не получил ни Ваза-Ари, ни Иппон, судьи могут отдать победу по совместному решению на основе более высокой технической подготовки, более сложных комбинаций и более высокого боевого духа.

Запрещенные действия и техника (Хансоку)
Следующие действия могут привести к дисквалификации на основании полного и абсолютного решения рефери данного боя.
1. Любая атака в голову, лицо, шею оппонента открытой рукой, кулаком или любой частью руки. Кроме исключительных обстоятельств, подобные действия, как правило, приводят к автоматической дисквалификации.
2. Удары в пах.
3. Удары головой.
4. Удары ногами в любую часть коленного сустава.
5. Захватывание или удержание оппонента за доги.
6. Удары локтем в любую часть спины аппонента.
7. Нанесение ударов руками или ногами по лежащему на земле оппоненту, кроме случаев, когда атака продолжает выполнение подсечки или техники, в результате которой оппонент оказался на полу. В этих случаях контакт запрещен.
8. Проведение атаки из положения лежа в результате техники, выполненной оппонентом. (Атаку из положения лежа не следует путать с ситуацией, когда участник боя защищает себя от атак, оказавшись на полу).
9. Неподчинение командам рефери во время боя.
10. Проведение любой другой техники или действий, которые рефери боя считает неправомерными или запрещенными.
Дисквалифицированный спортсмен может через своего тренера или представителя подать заявление в суддейскую коллегию о своем решении аппелировать к Главному судье соревнований, который после консультации с судьями может восстановить в правах дисквалифицированного спортсмена или подтвердить и утвердить решение рефери боя.
Решение Главного судьи соревнований является окончательным.

Предупреждение
Следующие ситуации могут привести по усмотрению рефери к наказанию предупреждением:
а) частые выходы за границы площадки или перемещения, затягивающие время;
б) толкание оппонента открытой рукой;
в) повторяющееся неспортивное поведение, грубость.

Автоматическая дисквалификация
Автоматическая дисквалификация применяется в следующих случаях:
а) когда участники опаздывают или вообще не являются на бой;
б) когда участники не начинают активных действий в бою после 3-х замечаний рефери. Физическая небоеспособность, возникшая в процессе соревнований, дает возможность спортсмену выйти из соревнований после медицинского освидетельствования и подтверждения наличия травмы врачом соревонваний.
Решения является окончательным.

Порядок вынесения предупреждений
ЧУЙ ИЧИ - замечание, 1-е предупреждение (указать в лицо нарушителя одним пальцем).
ЧУЙ НИ АВАСЕТЕ ГЕНТЕН ИЧИ - 2-е замечание (указать в лицо нарушителя двумя пальцами), все вместе - 1-е предупреждение (указать в лицо нарушителя одним пальцем).
ЧУЙ ИЧИ - 1-е замечание (указать в лицо нарушителя одним пальцем).
ЧУЙ НИ АВАСЕТЕ ГЕНТЕН НИ - 2-е замечание (указать в лицо нарушителя двумя пальцами, все вместе - 2-е последнее предупреждение (указать в лицо нарушителя двумя пальцами).
СИККАКУ - дисквалификация (указать в лицо нарушителя одним пальцем).
Примечание. Все эти замечания должны регистрироваться судейской бригадой.

 

ТАМЕШИ-ВАРИ

1. Как правило, Тамеши-вари начинаются только после окончания первого круга боев.
2. Каждый участник должен сломать минимум 2-е доски в каждой категории.
Каждый из 4-ъ разных видов техники:

- косточками сжатого кулака - СЕЙКЕН,
- внешним ребром открытой ладони - ШУТО,
- локтем - ХИДЖИ,
- внешним ребром стопы - СОКУТО.
3. Участник может сделать попытку сломать доски по количеству больше своего минимума, но в случае неудачи у него имеется только одна дополнительная попытка по минимальным требованиям для его категории.
Если после второй попытки участнику не удалось разбить доски по минимальному требованию для его категории, он получает 0 (ноль) очков.
В каждом круге Тамеши-вари участник имеет две попытки разбивания досок.
4. Размер досок для разбивания и вид древесины определяются Главным судьей, но если не указано о каких-либо изменениях ко дню начала соревнований, доски должны быть из сосны-параны размером 30х20х2.5 см (12х8х1 дюйм).
5. Участники соревнований не должны касаться досок или перемещать их или поддерживающиеся блоки. Это может быть сделано только одним из официальных лиц или на площадке, где происходит Тамеши-вари.
6. Полотенца или другие материалы могут быть помещены на доски сверху в качестве защиты от повреждений конечностей только с разрешения официальных лиц.
7. Время на каждое разбивание составляет 30 секунд. Все участники предупреждаются за 10 секунд до истечения времени, предназначенного для Тамеши-вари.
8. Очки присуждаются на основании количества разбиваемых досок.
Победителем по Тамеши-вари не обязательно должен быть победителем по Кумитэ, но это должен быть участник, успешно завершивший все четыре включенных в программу вида разбивания и проучивший наибольшее количество очков.
9. В случае равного количества набранных очков двумя или более оппонентами, более легкий по весу объявляется победителем. Если оппоненты, набравшие равное количество очков, примерно равны по весу, т.е. в пределах 5 (пяти) кг в категориях 1 и 2, тогда объявляется дополнительное разбивание с использованием выбранной техники. Вид техники, выбранной для разбивания, а также количество досок для разбивания должны быть в письменном виде предоставлены официальным лицам (в судейскую коллегию) представителем участника соревнований.
10. Приспособления для установок досок, предназначенных для разбивания (стойки или блоки), утверждаются и выбираются организаторами соревнований.
11. При успешном разбивании участник садится в положение Сейза. В случае неудачи участник остается стоять.

Термины, используемые судьями
КАНСУЙ - успешное разбивание (количество показать пальцами).
СИППАЙ - неудачное разбивание.

 

Правила соревнований по ПОИНТ КУМИТЭ
(система оценок по очкам)

Площадка для проведения поединков
1. Рекомендуется площадка, покрытая матами, площадью 8х8 м и с полосой безопасности по периметру шириной в 1 м. На клубном уровне может быть использована площадка 6х6 м.
2. Разметка размещения участников и рефери - как в соревнованиях по каратэ.

Форма участников
1. Каждый участник соревнований должен быть одет в чистое белое Каратэги. Во время поединка один из них носит дополнительных красный пояс или ленту.
2. Участники соревнований должны иметь коротко остриженные ногти и не носить металллические предметы или другие предметы на теле, которые могут травмировать оппонента.
3. Участники, имеющие длинные волосы, завязывают их на затылке, использую эластичную ленту. Металлические заколки запрещены.
4. Участники могут не использовать защитные приспособления. Однако обязательными являются протекторы на голень и подъем стопы, а также загубники (капы); мужчины должны носить паховые раковины, а женщины - нагрудные протекторы.
5. Участники соревнований могут носить во вермя поединка мягкие контактные линзы на свой страх и риск.
6. В принципе участникам не разрешается носить бандажи или поддерживатели.

Виды поединков
Соревнования могут быть индивидуальными или командными. Число участников в команде должно быть нечетным.
Участники каждой команды проводят поединки в заранее установленном порядке, что в письменном виде сообщается в судейскую коллегию до выхода на площадку для проведения поединков. Команда дисквалифицируется, если любой ее член или представитель команды по своему усмотрению меняет порядок выхода на поединок после подачи информации об очередности выхода на поединок в судейскую коллегию. Командные выступления оцениваются по количеству побед. Если по результатам всех встреч счет ничейный, то из каждой команды (или из запасных участников) выбирается спортсмен для дополнительного боя после каждого круга, пока не определится победитель (Ака или Сиро).

Рефери и судьи
1. Судейство поединков осуществляют рефери (который подает все команды) и двое судей (один из них находится напротив рефери в границах площадки для поединка, а второй перемещается вдоль границы с внешней стороны площадки по стороне, наиболее удаленной от стола хронометриста).
2. Рефери и судьи должны быть абсолютно нейтральными и объективными.
3. Рефери и судьи должны с исключительным вниманием и концентрацией наблюдать за всем нюансами поединка и выносить правильные решения по каждому движению оппонентов.
4. Рефери и судьи должны вести себя с достоинством и самообладанием.
5. В процессе поединка рефери и судьи могут обращаться только к участникам поединка и друг к другу: они не могут обращаться к зрителям или другим лицам, кроме как к Главному судье, который, в свою очередь, обращается к представителю или капитану команды в случае подачи протеста. Участники поединка не должны разговаривать совсем.
6. Качество судейства и отношение к соревнованиям, выражаемые рефери и судьями в ходе поединка, имеют большое влияние на проведение соревнований. Именно по-этому необходимо чтобы каждый рефери и судья демонстрировали соответствующий профессионализм, быстроту реакции и безупречное поведение. Рефери и судьи всегда должны помнить о вышесказанном.

Проведение поединков
1. Участники поединка занимают свои места на предварительно размеченных позициях, кланяются друг другу и по сигналу рефери "Хаджимэ" начинают поединок.
2. По команде "Ямэ" участники немедленно прекращают поединок и занимают свои исходные позиции в ожидании дальнейших команд или указаний рефери поединка.
3. После объявления начала поединка командой "Хаджимэ" он не должен останавливаться, кроме случаев истечения времени поединка или наказания участника(-ов) в случае нарушения правил.
4. После объявления победителя по окончании поединка участники кланяются друг другу и покидают площадку.
5. Поединок должен проводиться исключительно в соответствии рефери поединка.

Продолжительность поединка
1. Продолжительность поединка составляет 3 минуты чистого времени.
2. Дополнительного времени поединка быть не может.

Хронометраж
1. Начало поединка отсчитывается после команд рефери поединка - "Камае тэ" ("Принять боевые стойки"), "Хаджимэ" ("Начать поединок"). Хронометр (секундомер) останавливается только по команде рефери поединка или по истечении времени поединка.
2. Момент окончания времени поединка отмечается ударом в барабан или гонг и одновременным выбрасыванием на площадку красного мешочка. Эти действия обозначают момент окончания поединка.

Критерии для вынесения решения
1. Решение о результатах боя выносится после окончания каждого поединка. В командных поединках выносится решение о победе или ничье. В индивидуальных поединках выносится только решение о победе одного из оппонентво (Ака или Сиро).
2. Очка присуждается за каждое четко и сильно проведенное техничекое действие в течении поединка. Оцениваются следующие действия:
а) точный, эффективный удар, нанесенный в разрешеннцю зону;
б) все атаки должны проводится в правильном исполнении, из устойчивого положения, с большой мощностью и волевым усилием, в необходимый момент и с адекватной дистанции;
в) эффективное техническое действие, осуществленное одновременно с сигналом об окончании поединка, оценивается как правомерное;
г) оценки засчитываются только за действия, проведенные в границах площадки, где проходит поединок;
д) оценка не засчитывается, если действие проведено после команды "Ямэ" рефери поединка.
3. За следующие эффективные и решительные технические действия выносится оценка Иппон (2 очка):
а) удары ногой в голову (джодан);
б) удачное блокирование в нужный момент атак оппонента;
в) отведение атаки оппонента в сторону и проведение контратаки в незащищенную спину оппонента;
г) подсекание оппонента или проведение броска с последующим немедленным нанесением удара;
д) проведение серии ударов, каждый из которых заслуживает очко.
4. После окончания поединка рефери и судьи перед принятием решения должны учесть следующие моменты:
а) общее количество очков;
б) количество выходов за границы площадки;
в) были ли предупреждения за неправомерные действия;
г) превосходство в боевых действиях;
д) мастерство и выполнение техники;
е) уровень мощи и боевого духа;
ж) количество мощных реальных атакующих действий;
з) сравнительное превосходство в использованной стратегии боевых действий.
5. По окончании поединка рефери подает команду "Хантей о негай семасу: хантей", после чего рефери и судьи одновременно показывают жестами свое решение в пользу Ака или Сиро (или ничью, если соревнования командные). Рефери поединка делает шаг вперед и, основываясь на решении большинства, указывает победителя.

Действия рефери поединка
1. Рефери поединка приглашает двоих судей построиться в одну шеренгу (один судья с каждой стороны от рефери). Рефери с судьи кланяются по команде рефери "Шомен ни рэй". Затем рефери поединка делает шаг вперед и поворачивается кругом, лицом к судьям, командует "Шушин ни рэй", и все трое одновременно кланяются друг другу. После этого рефери и судьи занимают свои позиции на площадке в готовности начать поединок.
2. Рефери поединка вызывает участников занять исходные позиции командой "Накай".
3. Рефери поединка дает команды участникам для выполнения поклона: "Шомен ни рэй", "Шушин ни рэй", "Отагай ни рэй". Затем он дает команду "Кмае тэ", по которой участники становятся в боевый стойки, и по команде "Хаджимэ" поединок начинается.
4. Чтобы остановить поединок (или по истечении времени, или для вынесения наказания), рефери дает команду "Ямэ" одновременно с резким движением руки сверху-вниз.
5. Для возобновления поединка после временной остановки подается команда "Камае тэ" ("принять боевые стойки") и "Зокко" ("Снова начать поединок"). Команда "Зокко" может применяться в любой момент поединка без его остановки для активизации боевых действий оппонентов.
6. По истечении времени поединка после команды "Ямэ" и после того, как оппоненты заняли исходные позиции, рефери подает команду "Хантэй о негай симасу: хантей". Рефери (и судьи) показывают жестами победителя (Ака или Сиро). Затем рефери делает шаг вперед и, основываясь на решении большинства, определяет победителя, поднимая прямую рукку вверх - в сторону (поднимается рука, находящаяся со стороны победителя) и объявляя "Ака (Сиро) но качи" или "Хикиваке".
7. После объявления победителя рефери поединка отпускает оппонентов с площадки после команд для поклонов ("Шомен ни рэй", "Шушин ни рэй", "Отагай ни рэй") и команды "Акушу" (Оппонентам пожать руки друг другу").
Примечание. Рефери и судьи не консультируются для вынесения решения "Хантей".Они смотрят каждый на свой прибор для отсчета очков (кликер) и соответственно показаниям выносят свои очки. Рефери и судьи не должны сбрасывать показания своих приборов, пока старший рефери на площадке или главный судья не пожелают проверить показания (если в этом есть необходимость).

Действия судьи, находящегося напротив рефери
1. Судья, находящийся против рефери, при команде "Хаджимэ" стоит лицом к рефери поединка. Он наблюдает за ходом поединка и подает необходимые жесты для контакта с рефери.
2. При команде "Хантей" судья, нахотящийся против рефери поединка, объявляет свое решение, выпрямляя свою руку или в сторону "Ака" или в сторону "Сиро". В случае "Хикиваке" (ничья) он скрещивает свои выпрямленные руки перед корпусом, направляя их вниз.

Действия судьи на линии
1. Судья на лини по команде "Хаджимэ" стоит лицом к рефери по периметру площадки на стороне, противоположной от судейского стола.
2. Наблюдение за ходом поединка он осуществляет, перемещаясь вдоль дальней границы площадки.
3. При команде "Хантей" судья на линии показывает свое решение выпрямляя руку или в сторону "Ака" или в сторону "Сиро". В случае "Хикиваке" (ничья) он скрещивает свои выпрямленные руки перед корпусом, направляя их вниз.

Разное
Проблемы, связанные с судейством поединков, не описанные в настоящих правилах, могут обсуждать совместно с рефери, судьями и Главным судьей соревнований.

Протесты
Любой протест должен подаваться немедленно после принятия решения о его подаче. После окончания поединка никакие протесты не считаются обоснованными и правомерными.

Зоны нанесения ударов
1. Голова, лицо, грудь, живот, спина.
2. Все атака должны тщательно контролироваться. Не разрешается слишком сильный удра в голову или по корпусу. Тем не менее рефери должны разрешать степень силы удара по корпусу в зависимости от весовой категории и уровня мастерства оппонентов.

Запрещенные действия и техника
1. Излишне сильный удар в лицо, голову и корпус.
2. Атаки в лицо ударом Хиза-Гери (коленом).
3.Атаки в паховую область.
4. Непосредственные атаки руками выше плеч, т.е. Джодан-Цуки или прямолинейные атаки руками в лицо.
5. Атаки по тазобедренному суставу, коленным суставам и голеностопам.
6. Все удары выпрямленными пальцами вперед (Нукитэ) и открытой ладонью.
7. Удары локтями (Эмпи).
8. Любая неконтролируемая техника.
9. Атаки по бедрам.
10. Атаки голенью.
11. Опасные броски.
12. Атаки с пола (после падения в результате подсечки).
13. Частые выходы за границы площадки или перемещение по площадке с целью затянуть время.
14. Неоправданно частые захваты, входы в клинч, толкание корпусом.
15. Действия "Мубоби", т.е. когда спортсмен бросается без подготовки в атаку или ныряет вниз-вперед с целью избежать атаки оппонента, создавая такими действиями опасную для себя ситуацию.
16. Неспортивное поведение любого типа.

Нарушения и дисквалификация
1. Рефери выносит предупреждение и объявляет ЧУЙ или ГЕНТЕН, когда участник намеревается совершить или уже совершил запрещенное действие, а также в следующих случаях:
а) если участник поединка не подчиняется командам рефери;
б) если участник поединка находится в очень возбужденном состоянии и рефери считает, что его действия опасны для оппонента;
в) другие действия, которые считаются нарушением правил ведения поединка.
2. При объявлении предупреждений ЧУЙ или ГЕНТЕН одному из участников очки присуждаются оппоненту в следующих случаях:
1-е (ЧУЙ ИЧИ) - 1 очко оппоненту,
2-е (ЧУЙ НИ АВАСЕТЕ ГЕНТЕН ИЧИ) - 2 очка оппоненту,
3-е (ЧУЙ ИЧИ) - 3 очка оппоненту.
4-е (ЧУЙ НИ АВАСЕТЕ ГЕНТЕН НИ, СИККАКУ) - дисквалификация и оппонент выигрывает поединок.
3. Предупреждения ЧУЙ или ГЕНТЕН, а также дисквалификация (СИККАКУ) объявляются на основании большинства голосов членов судейской бригады, обслуживающей поежинок.
4. Если рефери и судьи поединка считают, что нарушение является достаточно серьезным, они могут сразу выннести ГЕНТЕН или СИККАКУ нарушителю, не соблюдая обычный порядок вынесения наказаний.

Травмы или несчастные случаи в ходе поединка
1. Если участник получил небольшую травму, не выводящую его из строя, и отказывается продолжать поединок или просит разрешения покинуть площадку, ему объявляется поражение.
2. Если травма или травмы получены одним из участником не по вине оппонента или в случае, когда оба участника получили повреждения одновременно по обоюдной вине, то участник, покинувший площадку, объяляется проигравшим.
В случае, если причина, приведшая к травме, не может быть приписана ни одному из участников, объявляется ничья.
3. Участник, отказавшийся продолжать поединок не по причине травмы или просящий разрешения покинуть площадку не по причине травмы, объявляется проигравгим поединок.
4. Если участник поединка покинул площадку по причине травмы или по любой другой причине, то рефери поединка применяет термин "Кикен" и жестом руки показывает в сторону покидающего площадку участника, а затем объйявляет победу оставшемуся на площадке участнику.

Использование прибора для отсчета очков (кликера)
1. Каждый член судейской бригады на площадке имеют по два кликера: один с красной лентой, второй - с белой. Как правило, кликер с красной лентой рефери поединка держит в правой руке, а судья, стоящий напротив и судья на линии - в левой.
2. Когда рефери и судьи видят четко проведенный удар, оцениваемый в очко, они нажимают кнопку один раз за каждое очко, полученное в поединке. В случае проведения высококлассного технического приема или действия, оцениваемого на Иппон, рефери и судьи нажимают кнопку два раза.

 

Правила соревнований по КАТА

Правила разработаны техническим комитетом в 1996 году.

Организация соревнований
1. Соревнования по ката могут быть для мужчин и для женщин.
2. Соревнования могут быть личные и командные. Каждая команда состоит из 3-х участников.
3. Участники соревнований должны выполнить обязательные (Шитей) ката и по своему выбору (Токуй).
4. Соревнования по ката состоят из 3-х кругов. В первом круге выполняются обязательные (Шитей) ката. Участники, занявшие в 1-м круге с 1-го по 16-е места переходят во 2-й круг. Участники, занявшие во 2-м круге с 1-го по 8-е места, переходят в 3-й круг. В последних двух кругах выполняются свободные (Токуй) ката.
5. Жеребьевка должна состояться перед каждым кругом, чтобы определить порядок выступления участников.
6. Финальный результат определяется суммированием очков, полученных в трех кругах.

Состав судейской комисси
1. Главный судья.
2. Старший судья (рефери).
3. Судьи.
1. Главный судья выбирается большинством голосов при голосовании судей
Обязанности Главного судьи:
а) соблюдение правил в процессе соревнований;
б) назначение старших судей (рефери) и судей по бригадам, учитывая рассредоточение судей из одного клуба или одной федерации;
в) проведение жеребьевки перед кругами;
г) замена старшего судьи (рефери) или судьи в случае необходимости;
д) инспектирование площадки для выступлений и оснащения, необходимого для проведения соревнований.
Место Главного судьи расположено в центральной части перед площадкой с наилучшим обзором места соревнований. Главный судья непосредственно не принимает участия в подсчете очков.
2. Обязанности старшего судьи (рефери):
а) наблюдает за ходом выступления и объявляет решение в соответствии с принятыми правилами;
б) принимает участие в жеребьевке перед кругами;
в) консультируется с Главным судьей по любым проблемам, возникшим в процессе соревнований.
Место старшего судьи (рефери) расположено в центре сразу же за границей площадки для выступлений.
3. Обязанности судей:
а) внимательно наблюдать за ходом демонстрации ката;
б) правильно оценивать ката, выполняемые участниками;
в) по команде или свистку старшего судьи (рефери) показать свою оценку поднятием карточек с цифрами.
Место судьи - в одном из углов площадки для выступлений.

Обслуживающий персонал соревнований
1. Объявляющий программу:
а) вызывает участников на площадку в соответствии с жеребьевкой;
б) объявляет в слух очки, показанные старшим судьей (рефери) и судьями;
в) объявляет общий итог, подсчитанный регистратором;
г) объявляет окончательный итог соревнований;
2. Регистратор:
а) регистрирует очки, показанные старшим судьей (рефери) и судьями, в протоколе;
б) суммирует очки;
в) суммирует общее количество очков и определяет места, занятые участниками;
г) учавствует в жеребьевке.

Оснащение, необходимое для проведения соревнований
1. Площадка для демонстрации ката:
а) не имеет конкретных размеров;
б) должна быть достаточной по размерам для проведения соревонваний и выполнения любой ката;
в) границы площадки очерчиваются линией шириной 5 см;
г) место начала демонстрации ката обозначается линией 50 см длиной и 5 см шириной;
д) поверхность площадки для демонстрации ката должна быть плоской и гладкой (паркет, татами).
2. Оснащение и оборудование:
а) столы для диктора и регистратора;
б) стулья для Главного судьи, рефери и судей;
в) свисток для рефери;
г) 5 комплектов судейских карточек с цифрами;
д) записные книжки;
е) карточки с названиями обязательных для выполнения ката;
ж) список порядковых номеров участников выступлений;
з) пьедестал для награждения финалистов и призеров.

Порядок проведения соревнований
1. Начало:
а) демонстрация обязательных для исполнения (Шитей) ката:
- по вызову диктора участник выходит на площадку и кланяется;
-по команде рефери "Накай" ("Занять исходную позицию") участник становится на линии в сторону рефери;
- рефери выбирает (наугад) одну из карточек с названием ката, обязательной для демонстрации, и объявляет вслух наименование ката;
- участник громко повторяет наименование ката;
- по команде рефери "Мокусо! Цуки но ката ёй, могорей, хаджимэ!" участник начинает демонстрацию ката;
- по окончании выполнения ката, по команде рефери "Наоре! Ясумэ" участник становится на линию исходного положения и ожидает объявления оценок;
б) демонстрация свободных (Токуй) ката:
- название ката заранее подается в письменном виде в судейскую комисию соревнований;
- процедура выхода участника на площадку такая же, как и при выполнении обязательних (Шитей) ката;
- после поклона участник громко объявляет название ката, которую он (она) намерены продемонстрировать;
- рефери громко вслух повторяет названия выполняемой ката;
- по команде рефери участник начинает демонстрацию ката;
- процедура окончания демонстрации ката такая же, как и при выполнении обязательных (Шитей) ката;
2. Объявление решения:
- по окончании ката рефери дает судьям около 10 секунд для принятия решения и подбора счетных карточек;
- после этого, командой "Хантей о негай симасу: хантей" просит судей поднять карточки с цифрами;
- судьи поднимают одновременно без задержки карточки правой рукой;
- диктор читает вслух для регистратора очки, показанные рефери и судьями;
- когда рефери опускает свою карточку, четверо судей также опускают свои карточки;
- регистратор записывает очки в тетрадь и подсчитывает очки по следующему методу: из 5-ти оценок, показанных рефери и судьями, самая высокая и самая низкая не принимаются к подсчету; оставшиеся 3 оценки суммируются, и полученная сумма делится на 3;
- полученная до третьего десятичного знака цифра является официальной оценкой;
- диктор объявляет официальную оценку.
3. Выход с площадки.
После объявления суммы очков по команде рефери "Сагатэ" участник кланяется в сторону рефери и, пятясь, движется к границе площадки, потом останавливается, делает второй поклон и покидает место демонстрации ката.

Основы судейства
1. Решения и оценки в судействе ката принимаются с учетом всех важных элементов в каждом отдельном случае.
2. Следует руководствоваться следующими критериями:
а) ката должны демонстрироваться с полным пониманием показываемых действий;
б) исполнитель должен показать четкую концентрацию, применение силы, равновесие и правильное дыхание;
в) исполнитель должен продемонстрировать правильные стойки и технику исполнения;
г) при оценке демонстрации ката следует учитывать и добавлять в пользу исполнителя 0,2 балла при высоком мастерстве исполнения.

Принципы судейства
1. Ката должны демонстрироваться в соответствии с традициями. По степени сложности ката делятся на 2-е группы.
2. 1-я группа (эти ката являются также обязательными для исполнения):
а) ЯНЦУ,
б) ЦУКИ ПО КАТА,
в) ГЕКИСАЙ ДАЙ,
г) ГЕКИСАЙ ШО,
д) САЙХА.
Минимальная оценка - 7,5 баллов.
Средняя оценка (для усредненного исполнения) - 8,5 баллов.
Максимальная оценка - 9,5 баллов.
3. 2-я группа:
а) СЕЙЕНЧИН,
б) ГАРЮ,
в) СЕЙПАЙ,
г) КАНКУ,
д) СУСИХО.
Минимальная оценка - 8,0 баллов.
Средняя оценка (для усредненного исполнения) - 9,0 баллов.
Максимальная оценка - 10,0 баллов.
4. Оценка.
Исходная оценка уменьшается с каждой ошибкой.
5. Ошибки:
а) технические ошибки - демонстрация техники не отвечает установленным требованиям;
б) неправильные стойки (позиции) - взаиморасположение конечностей, корпуса, головы относительно друг друга не соответствует установленным нормам или оптимальному исполнению;
в) ошибки стиля исполнения:
- отсутствие самообладания, спокойствия;
- неправильное направление взгляда;
- непонимание сути ката.

Дисквалификация
Участник дисквалифицируется в следующих случаях:
а) нарушает технику движений в ката;
б) демонстрирует не ту ката, которая была объявлена;
в) меняет последовательность или направление техники ката;
г) надает на пол;
д) останавливает демонстрацию ката, не закончив ее.

Вычитание из исходной оценки
Вычитание производится в соответствии с уровнем ошибки, которые могут быть 3-х категорий.
1. Мелкие ошибки (-0,1 балла).
Демонстрация близкая к совершенной, но с мелкими нарушениями техники исполнения.
Примеры:
а) технические:
- позиция рук правильная, но кулаки не сжаты, как должно быть;
- существуют разные отклонения одной и той же техники (уровень ЧУДАН не всегда тот же);
б) стойки и позиции:
- стойки и позиции исполняются правильно, в соответствии с установленными нормами, но:
- одни и те же стойки могут выполняться с разными параметрами, разница менее 10° или 30 см по длине;
- высота тех же стоек отличается друг от друга, но различие меньше, чем ширина ладони;
- ката закончена в точке, не совпадающей с обусловленной, но не дальше, чем 30 см от нее;
в) стиль исполнения:
- внешний вид (выражение лица, нервозность) не соответствует демонстрации; излишнее подчеркивание боевой характеристики ката.
2. Средние ошибки (-0,2; -0,3 балла).
Значительное отклонение от совершенной демонстрации. Если ошибка ближе к категории "мелкая", вычитается 0,2 балла из исходной оценки, если ошибка ближе к категории "грубая" - 0,3 балла.
Примеры:
а) неправильное положение рук или ног в начале и конце ката:
- неправильное ХИКИТЭ - слишком низко;
- удары руками, блоки начинаются из положения перед корпусом, а не как положено;
- слишком напряженные руки в конечной фазе после нанесения удара;
- при нанесении удара рукой корпус не расположен перпендикулярно по отношению к направлению выполнения техники, но угол откло- т нения не превышает 45°;
- и наоборот, при исполнении блока корпус не понорачивается на необходимый угол ('45°);
- слишком расслабленный кулак в положении ХИКИТЭ;
- несоответствующая скорость выполнения техники (очень низкая или очень высокая);
- при ударе ногой пятка опорной ноги смещается;
б) стойки и позиции:
- видимые ошибки в исполнении стоек (отклонение больше, чем положено);
- очевидные ошибки в уровне (но высоте) аналогичных стоек (ЗЕНКУЦУ ДАЧИ, КИБА ДАЧИ, КОКУЦУ ДАЧИ), что приводит к волнообразным (по высоте) перемещениям при выполнении ката;
- выполнение ката закончилось в точке, отдаленной от предусмотренной более чем на 30 см (1 фут);
в) стиль исполнения:
- направление взгляда не соответствует технике;
- темп ката неправилный: слишком медленный или слишком быстрый;
- фазы концентрации - расслабления исполнения техники не видны визуально.
3. Грубые ошибки (-0,4; -0,5 балла):
Большие отклонения от правильного исполнения ката.
Примеры:
а) технические:
- ошибочный уровень выполнения техники (ДЖОДАН вместо ЧУДАН);
- удар ногой тина КЕАГЕ вместо предусмотренного удара (например: ЁКО ГЕРИ);
- отсутствие КИАЙ;
- излишний поворот корпуса в конце позиций (более 45° при нанесении удара рукой);
- абсолютное отсутствие поворота корпуса при выполнении блока.
б) Стойки и позиции:
- стойки слишком высокие;
- слишком большая разница в длине шага и высоте стояния аналогичных стоек.

Подсчет результатов соревнований по ката
1. Итоги но результатам круга.
В случае одинаковой суммы очков для двух или нескольких участников, прибавляется нижняя оценка. Если сумма опять одинакова, прибавляется верхняя (максимальная) оценка. (Сумма очков рефери и судей делится на 7 до третьего десятичного знака). Если и этом случае количество баллов одинаково - выполняется новая ката:
а) обязательная ката в 1-м круге;
б) свободная ката во 2-м и 3-м круге.
Примечание. Ничейный результат имеет значение только в 1-м и во 2-м круге.
2. Подсчеты финальных результатов и распределение мест:
а) подсчитываются баллы всех кругов;
б) участник, получивший наибольшее число баллов, занимает 1-е место и т. д. по нисходящей;
в) в случае одинаковой суммы очков победитель определяется по большей сумме в 1-м круге;
г) если количество баллов одинаково, необходимо выполнить новую свободную ката.


КИОКУШИНКАЙ КАРАТЭ

История КиокушинкайКаратэ
Символы
Терминологический словарь
Материалы
Юмор
Фотографии
Ссылки
Наш клуб
События
История создания страницы
Об авторе


kyokushinkai@chat.ru


Интернет магазин сантехники Москва  |  На сайте можно посмотреть цены на компьютерную помощь